Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Первые
примеры многоголосного склада приведены в теоретических работах IX—XI веков. Ранее
всего мы находим их в анонимных теоретических трактатах под названиями «Musica enchiriadis» и «Scholica enchiriadis» (приписывались Хукбальду из Сен-Аманда, IX век). Там даются образцы сочетания голосов, из которых
один («vox
principalis», то есть главный голос)
ведет мелодию хорала, а другой («vox organalis»)
или другие голоса следуют за ним, двигаясь параллельно в интервалах кварты,
квинты, октавы (то есть совершенных консонансов по представлениям того
времени). От названия присоединяемого голоса такой склад двух- или многоголосия
получил в дальнейшем название
76
о p г а н у м а. Пока что в этих первых примерах
происходит лишь удвоение хоральной мелодики (в движении «нота против ноты»).
Однако в том же трактате приведен пример не параллельного движения голосов: к
хоральной мелодии приписан второй голос, который исходит из унисона; двигается
параллельными квартами в отношении к ней, но задевает и другие интервалы
(секунду, терцию, пример 28).
Автор трактата не склонен одобрять такой тип двухголосия, предпочитая
параллельное движение квинтами и квартами и октавные удвоения. Между тем одно
параллельное движение голосов не открывало никаких перспектив для развития многоголосного
склада. Это, по-видимому, было вскоре понято теоретиками.
В
том же IX веке Иоанн Скот Эриугена в философском труде «De divisione naturae» («О разделении природы») затрагивает вопросы
многоголосия:
«Мелодия
органума, — пишет он, — состоит из различных качеств и количеств: голоса то
звучат, отдаляясь друг от друга на большее или меньшее расстояние, то,
напротив, сходятся друг с другом, согласно некоторым разумным законам
музыкального искусства, по отдельным ладам, создавая какую-то естественную
прелесть.
[Диафония]
начинается с тона [в унисон], затем она идет в интервалах простых или сложных
и, наконец, возвращается к своему началу — тону [унисону], в котором и есть ее
сущность и ее сила» 12.
Из
этих определений явствует, что речь идет отнюдь не о параллельном, а о более
свободном движении голосов. Автор трактата испытывает эстетическое
удовлетворение от многоголосного звучания.
Предыдущая Следующая