Автор -
СергейКаждый из нас, автолюбителей, наверняка не раз задавался вопросом – а как бы сделать так, чтобы мою машину ну уж точно не украли! Что ж, вопрос то правильный, только ответа на него прямого пока, увы, не найдено. Хотя и существует множество рекомендаций на тему – как уберечь свой автомобиль от вовсе нежелательных посягательств, но к общему знаменателю все эти советы, похоже, свести не удалось еще никому – слишком это сложная задачка со многими неизвестными.
А между тем в этом уже кажущемся бесконечным противостоянии – угонщик, с одной стороны, и владелец и власти, а также установленное на машине охранное оборудование активными действующими звеньями, похоже, являются лишь угонщик и власти (с большой натяжкой), ну и владелец, когда его лично постигнет беда. Властям справедливо достается за бездействие, однако и мы, владельцы автомашин и потенциальные пострадавшие, тоже предпочитаем почему-то пассивно бездействовать - до тех пор, пока нас не клюнет известная птичка в известное место J
.Многие возразят – как же, мы ведь при первой возможности оснащаем наши ласточки всевозможным охранным оборудованием, платим за это деньги, в общем, делаем то, что положено в наше время. Так то оно так, только вы задумайтесь - как это происходит на практике? А так – вы приезжаете в установочную фирму, не важно – специализированную или при автосалоне, частную или еще какую, и полностью доверяете машину специалистам в надежде – профессионалы знают свое дело! Стоп! Знать то знают, да вот используют ли свои знания для вашей машины? Здесь и прячется тот самый незадействованный в 95 случаях из ста резерв, о котором и будет идти речь в этой статье.
А именно, оформив заказ на установку охранного оборудования, вы тем самым заключаете договор, согласно которому фирма берется установить на ваш автомобиль охранную систему, а вы беретесь за это заплатить. Конечно, в большинстве случаев обговаривается конфигурация этой системы в плане – что вы от нее хотите, и сколько это будет стоить. Однако, как правило, это касается сервисных удобств – электрические привода в двери (либо стыковка со штатным ЦЗ), закрывание окон при постановке на охрану, автоматический запуск двигателя в холодное время, и т.д. Ну и что же вы получаете? А все в соответствии с этой договоренностью – двери закрываются/открываются по команде с пульта сигнализации, мотор можно также завести с пульта, стекла послушно закрываются при постановке машины на охрану, а машина, тем не менее, от угона практически не защищена. Почему?
Да потому что мы по незнанию не удосуживаемся обговорить действительно важные для грамотной защиты автомобиля от угона вещи! Важные в плане противодействия угону, в плане увеличения времени, необходимого тоже ведь профессионалам, только по ту сторону закона, чтобы угнать ваше авто. Ибо угоняемость машины в меньшей степени зависит от типа и стоимости охранной системы, а в большей – от работы по ее инсталляции. От творческого подхода, несомненно, но в этом главную роль играет профессионализм инсталлятора, за что мы и согласны платить наши кровные. Так почему же не потребовать от установщиков этот самый профессионализм проявить??Ну вот, теперь мы подошли непосредственно к самому главному – чем отличается профессиональная установка от стандартной. Опять же многие наивно полагают, что дело в качестве электрического монтажа и в профессионально выполненных подключениях в проводку автомобиля. Так сказать – чтобы было надежно, добротно и аккуратно. Однако это далеко не все - квалифицированный и качественный монтаж важен, но, повторяю – в деле защиты от угона – это не главное.
Главное – это монтаж модулей и реализация блокировок. Монтаж должен быть максимально скрытным, а блокировки – максимально хитрыми.
Проиллюстрируем эти два простых тезиса для Настоящей Установки на примере машины
Seat-Cordoba 2001 года выпуска с инжекторным двигателем. Это полный аналог хорошо известного нам Volkswagen Polo. Задача самая простая – установить охранную сигнализацию – “чтобы пикала/кричала и двери открывала/закрывала” J . Ну и чтобы стекла при постановке на охрану закрывались самостоятельно.Начнем с простого, с того, что от типа сигнализации, как правило, не зависит – с установки сирены. О самой сигнализации речь пойдет дальше. Сирена – это простое устройство для оповещения владельца и окружающих (как потенциальных свидетелей) о том, что сработала охранная система на конкретном автомобиле.
Фото 1. Приятно, что не нужно особо думать – куда поставить сирену – место для нее как будто специально подготовлено производителем – с правой стороны, рядом с расширительным бачком, за аккумулятором.
Посмотрите на фотографию моторного отсека – примерно ясно, где в случае стандартной установки будет смонтирована сирена. Вон она, с правой стороны, рядом с расширительным бачком, прямо на штатные винты удачно так встала.
Фото 2. Смонтированная стандартным способом сирена (кубик из ударопрочного пластика с зеленой наклейкой).
С точки зрения качества работы – все в ажуре – мотор – в стороне, ничему сирена не мешает, снизу к ней подобраться сложно, одним словом, жить будет долго и счастливо и по гарантийным пустякам не беспокоить. Вот только владелец у машины при такой установке может поменяться, неожиданно для себя. Потому что слишком открыта и доступна такая сирена. Если эта сирена не имеет своего аккумулятора (не автономная), то она обезвреживается простым отрыванием проводов, а если это автономка, то нужно тоже перерезать провода, только не все, а тот, который идет на управление сиреной, любой хоть раз державший такую сирену в руках знает – какой этот провод. Получится немного дольше, но зато сирена не пропадет. А можно просто ее просверлить с помощью аккумуляторной дрели с длинным сверлом, только “птичку, конечно, жалко”. Но угонщики не церемонятся, как свидетельствует печальный вид машин со следами неудавшихся угонов.
Установщики решают задачу дополнительной защиты такой сирены, как правило, в лоб – за счет владельца. Вам предложат замок на капот, с целью осложнить доступ в моторный отсек. Справедливости ради, для многих машин такая мера оправдана – ведь подобный замок защищает не только сирену, но и препятствует нейтрализации блокировок, выполненных в моторном отсеке. Беда, однако, в том, что вскрыть электрические и электромеханические такие замки не составляет труда, поскольку производители предусматривают их аварийное открывание с помощью специального тросика. Установщики, конечно, постараются спрятать этот тросик, но ведь найти его местонахождение совсем не сложно, просто подсмотрев внутрь моторного отсека с помощью фонарика и зеркальца с удлинителем.
Между тем для любой машины есть более простое, дешевое, а главное, действенное решение – дополнительная сирена, установленная в труднодоступное место, как это показано на фотографиях 3 и 4. Что называется, почувствуйте разницу! Не забываем в цепь подключения большой сирены поставить предохранитель – выход сигнализации не сгорит в случае короткого замыкания по этому проводу.
Фото 3. Дополнительная малогабаритная сирена, установленная в труднодоступное место (обведена красным кругом). Корпус сирены закрывает собой подходящие к ней провода, которые через резиновую заглушку уходят в салон – добраться до них со стороны моторного отсека – весьма нелегкая задача.
Фото 4. Увеличенный вид на дополнительную сирену.
Не забывайте требовать от инсталляторов установки дополнительной сирены в труднодоступное место.
Далее – блокировки. Они нужны, чтобы двигатель мог запустить только владелец, и никто другой. В подавляющем большинстве случаев в машине с инжекторным двигателем будет блокироваться бензонасос. Слабее такой блокировки может быть разве что блокировка стартера или доисторический тумблер, отключающий массу. Во многих машинах не составит труда услышать, что не работает бензонасос, как и напрямую, подключить его к питанию с помощью заранее заготовленного куска провода, от разъема прикуривателя, например.
Гораздо хуже для “плохишей” будет блокировка контроллера. В простейшем случае она осуществляется по цепи “Зажигание” контроллера, но еще лучше заблокировать двигатель по цепи одного из управляющих сигналов или по цепи жизненно-важных датчиков. На фотографии показано место, где была выполнена блокировка, а на следующей фотографии – это же место после завершения работы. Такая блокировка ничем себя не выдает – при попытке завести
двигатель стартер крутит, бензонасос жужжит, а мотор не заводится!Фото 5. Чтобы добраться до контроллера, нужно снять решетку отсека стеклоочистителя. В жгуте проводов от разъема контроллера расположены провода от жизненно-важных для работы двигателя датчиков. Эти провода и нужно найти и разорвать.
Фото 6. После выполнения всех разрывов жгут проводов заматывается той же изоляционной лентой, которая используется на заводе. Внешне вмешательства установщика в проводку не должно быть заметно. В красном круге – контактный датчик капота (концевик). Стрелками указаны винты крепления сирены, которая прикручена снизу к полке.
Требуйте от установщиков профессиональную блокировку контроллера!
Чтобы не возвращаться к теме блокировки, добавлю, что в предельном случае ее вживляют в сам контроллер! А некоторые важные провода на разъеме и внутри перепаивают местами таким образом, чтобы замена контроллера на такой же подготовленный угонщиками заранее приводила к его выходу из строя. На фотографии показана платка такого радиоуправляемого “жучка” (с динамическим кодом) – опять же в пределе (речь идет уже о высшем пилотаже в установочной среде) без радиокоманды от своего хозяина этот “жучок” не разрешит контроллеру работать по своему назначению.
Фото 7. Трехканальная плата управления внешними устройствами. Малые габариты позволяют без труда встраивать такого “жука” в большинство современных автомобильных контроллеров.
Фото 8. Рядом с платой управления – двухкнопочный пульт управления для нее. Алгоритм кодирования радиокоманд – динамический, KeeLog. Такие же пульты используются и для управления сигнализациями, что позволяет реализовать так называемый “двойной доступ” в машину. По нажатию на одну кнопку происходит разблокирование дверей и снятие системы с охраны. Однако двигатель можно запустить только нажав вторую кнопку на брелке. Такой алгоритм доступа лучше противостоит электронным алгоритмам взлома.
Радиоканал позволяет вообще обойтись без дополнительных проводов, но и простое маломощное реле, установленное внутри корпуса контроллера, также идеально справляется с этой трудной задачей, только нейтрализовать обычное реле все же проще из-за проводной цепи его управления. Чтобы осложнить угонщикам жизнь, управление таким реле можно поручить не сигнализации, а комбинации нажатий на штатные кнопки автомобиля, например, на кнопку включения магнитолы. Ведь на стоянке так или иначе съемную панель магнитолы желательно уносить с собой – а если без нее еще и двигатель не завести, то получается двойная польза. Это будет уже так называемая “секретка” – несомненно, еще одно действенное средство борьбы с угонами как с явлением. Если бы на каждой машине было что-то подобное – насколько бы выросла планка требований к уровню “воровской квалификации”…
Но всем этим блокировкам будет грош цена, если сам блок сигнализации расположить в машине “открыто и доступно”. Управляются то блокировки от сигнализации. А ведь на практике так и происходит – сигнализация чужеродно монтируется где-нибудь под рулевой колонкой, или просто засовывается за шумоизоляцию или болтается на стяжке где-нибудь за предохранительной коробкой. Клиент ведь ее все равно не увидит в 99 случаях из 100!
А зато угонщик найдет ее из 100 случаев в тех же 99-ти. И помешать угнать машину ему может помешать один единственный случай. А ведь ничего не стоит осложнить ему задачу простым переносом модуля сигнализации из такого стандартного места куда-нибудь в другое место. Например, в багажный отсек, куда еще попасть нужно! На фотографии показана часть багажника со снятой обшивкой. Виден также автономный источник питания, необходимый для обеспечения полноценного функционирования сигнализации в случае отключения штатного аккумулятора. Дополнительная батарея – щелочной необслуживаемый аккумулятор, а в качестве схемы переключения и зарядки используется простейшая развязка из двух диодов и сопротивления.
Фото 9. Багажный отсек после установки сигнализации (стрелка показывает место, где она спряталась) и дополнительного аккумулятора (заботливо обмотанный специальной “шумкой” белого цвета, отмечено красной точкой).
Фото 10. Трудно поверить на предыдущей фотографии, что за вертикальной полкой спрятан модуль сигнализации, правда? Специально для недоверчивых сделана вот эта фотография – модуль сигнализации в таком ракурсе хорошо виден.
Разумеется, установка модуля сигнализации в отсек багажника (или под обшивку одной из дверей, например) требует прокладку нового жгута проводов, а также дополнительных мер маскировочного характера – провода, идущие от светодиода, тумблера активации противоразбойного алгоритма – должны быть уложены в штатные жгуты, которые для этого разрезаются и после укладки заматываются такой же изоляционной лентой, которая используется в этой машине на заводе. Это не позволяет просто отследить местонахождение блока по светодиоду, например. То же самое делается и для остальных проводов к сигнализации – ничего не должно выдавать их присутствия (см. фото 15).
Фото 11. Большинство вспомогательных точек подключения сигнализации обычно находятся в жгуте проводов в пороге со стороны водительской двери.
Фото 12. Провода от штатных концевых датчиков дверей проще всего найти, открутив концевик.
Фото 13. На колодке разъемов, которая расположена за планкой предохранителей, есть провод (отмечен красной стрелкой), который ответственен за управление штатным центральным замком. При подаче массы на этот провод замки закрываются, от потенциала 12 вольт наоборот – открываются.
Фото 14. Модуль управления стеклоподъемниками, или так называемый “доводчик” стекол, в соответствии с общей концепцией установочных работ, прячется прямо в водительскую дверь. Это место и труднодоступно, и к тому же неожиданно удобно – провода получаются короткими, а из двери в салон проходят всего два проводника – для 12 вольт питания и для управляющего сигнала.
Фото 15. Все идущие к сигнализации провода аккуратно заматываются в штатный жгут заводской проводки – задача заключается в том, чтобы скрыть любые следы постороннего вмешательства. Иногда для этого бывает нужно разобрать половину салона, но, к счастью, далеко не всегда J
.
Концепция скрытой установки подразумевает соответствующее размещение всех модулей сигнализации без исключения. Это относится и к модулю управления стеклоподъемниками (фото 14), и к датчикам особенно. Датчики – это глаза и уши любой сигнализации. Распространено мнение, что угонщики первым делом пытаются вывести из строя сирену, чтобы она своим звуком “не отвлекала” их и не мешала сосредоточиться на задаче обхода блокировок, решив которую можно заводить двигатель и уезжать на безоружной машине своим ходом. Но ведь для того, чтобы заставить замолчать сирену, совсем не обязательно открывать капот – можно вывести из строя датчики сигнализации. Не получая сигналов тревоги от датчиков, система
не сможет обнаружить и зафиксировать вторжение. Ведь сигнализация оповещает о факте вторжения циклически – раз за разом прерывая тревожные трели сирены для опроса датчиков, и, если их расположить доступно, больше одного цикла сирена не отработает, при такой установке, а это всего 30-60 секунд тревоги. Вот почему монтаж датчиков – такая же ответственная операция, как и все остальное. При этом нужно еще позаботиться о возможности подстройки уровня чувствительности в будущем. На фото 16 показан один из вариантов установки самого распространенного датчика – так называемого шок-сенсора. Не правда ли – оригинальное решение J .Фото 16. Шок-сенсор, установленный в полость задней полки, доступен для регулировки из багажного отсека. Центральное расположение и жесткое крепление датчика к металлу кузова обеспечивает наиболее равномерную чувствительность по периметру всей машины.
Требуйте от установщиков скрытной установки блоков сигнализации и скрытного монтажа!
Добавлю, что сам блок системы немного модернизирован, но специалист может оценить – насколько эта модернизация важна в деле защиты от угона. И если выпаивание реле световой сигнализации из платы и подключение системы напрямую к штатной аварийке может показаться излишеством (хотя это реле своим щелканьем выдает месторасположение центрального модуля), то изменение алгоритма работы блокировки с активного на пассивный – тут уже спорить никто не станет – это просто обязательное правило установки. Почему? Потому что активный алгоритм – означает, что для нейтрализации блокировок достаточно просто обесточить сигнализацию с помощью различных способов: “…могут оглушить, напоить, усыпить.… Наконец – с трупа. Но до этого, мы думаем, дело не дойдет…”. Увы, дойдет. И могут обрезать провода, соединить их все вместе, вытащить предохранители, вырвать центральный модуль и т.п. – установщик должен предусматривать все варианты, но вовсе не обязан этого делать! Вы должны требовать сами реализации пассивного алгоритма блокировок! В этом случае перечисленные методы нейтрализации не срабатывают – двигатель останется заблокированным и после “смерти сигнализации”. В этом, кстати, одна из причин, почему во многих странах пассивные блокировки запрещены – представьте, что может случиться на скоростном автобане, если вдруг сигнализация выйдет из строя – при этом двигатель блокируется, и произойдет внештатная ситуация, способная привести к аварии и к человеческим жертвам. То есть из двух зол – между угоном и возможностью пострадать по вине неисправной сигнализацией в таких странах выбирают меньшее, по их мнению. В нашей же стране пассивные блокировки (их еще называют “нормально-разомкнутыми”) не запрещены, а в тех сигнализациях, где они не предусмотрены, путем несложной доработки легко их организовать. Например, на фотографиях показана одна из таких доработанных сигнализаций с встроенным дополнительным реле, которое, помимо реализации пассивного алгоритма позволяет еще увеличить число разрывов в жизненно-важных цепях автомобиля. А это увеличивает необходимое время для восстановления проводки, и шансы на несостоявшийся угон еще больше возрастают.
Фото 17. Дополнительное реле (черного цвета), встроенное в корпус простой сигнализации, имеет две контактные группы и очень незначительный ток потребления в 10 миллиампер. Такая малышка способна пропускать через себя токи до 3-х ампер и разрывать две жизненно-важные электрические цепи автомобиля. Таким образом, достаточно просто реализуется концепция – “сигнализация + иммобилайзер”, что называется, в “одном флаконе”.
Фото 18. То же самое реле, только уже заизолированное и приклеенное к плате с помощью термоклея. Такая доработка проверенна временем и зарекомендовала себя с самой положительной стороны – ни одного отказа и, можно так сказать – “попробуй угони” J
.
Настаивайте на реализации при инсталляции всех имеющихся в сигнализации блокировок – дополнительная блокировка двигателя увеличивает ваши шансы остаться с машиной!
Ну и наконец, система оповещения. К сожалению, звука сирены сегодня уже недостаточно – люди уже привыкли их постоянному вою на улицах, по вине не качественных или не настроенных датчиков, и не обращают внимания на эти звуки. Выход заключается в установке пейджера, передатчик которого при попытке проникновения будет излучать в эфир радиосигнал, а приемник при этом оповестит владельца, а не всех соседей по дому. Но радиоканал уязвим для устройств глушения радиосигнала. Изготовить такую глушилку под силу начинающему радиолюбителю, и что же делать? Выход заключается либо в использовании пейджера с постоянным контролем канала связи, либо в установке системы охраны с двухсторонней связью, так же реализующей алгоритм постоянной проверки связи между приемником владельца и передатчиком в машине. Однако есть еще и третий способ – а именно, скрытная установка передатчика пейджера в салоне. На практике передатчики устанавливают где угодно, и их всегда можно увидеть снаружи и соответственно, подготовиться технически к угону надлежащим образом. А ведь можно и нужно монтировать передатчик пейджера так, чтобы ничто не выдавало его наличия в машине! Такую технику инсталляции хорошо иллюстрирует фотографии 19 - 21 – не правда ли, простое и действенное решение. Лучше всего для этой цели использовать подголовник переднего пассажирского кресла, потому что задние сиденья иногда бывает нужно разложить, чтобы перевезти много груза, а ставший несъемным подголовник этому будет мешать.
Фото 19. Подголовник одного из сидений – идеальное место для скрытной установки передатчика пейджера. Помимо необходимой скрытности обеспечивается приличная дальность оповещения, из-за оптимального расположения передатчика по отношению к металлу кузова.
Как это делается, иллюстрируют следующие фотографии.
Фото 20. Несмотря на кажущуюся сложность, подголовник разбирается довольно легко. Чтобы не было видно проводов от передатчика, их нужно пропустить в трубе крепления, которая внутри полая.
Фото 21. Наглядная иллюстрация самой ответственной части монтажа – установка на место подголовника с запрятанным внутрь передатчиком пейджера и протаскивание жгута проводов отверстие в сиденье.
Фото 22. После завершения работы – ничего не выдает “заряженный подголовник”. Как впрочем, и “заряженный сигнализацией автомобиль” J
.Помимо этого оригинального решения передатчик можно смонтировать и между передними сиденьями – часто там есть подходящее для этого место.
В любом случае заметный снаружи машины пейджер или его антенна – демаскирующий фактор для всей охранной системы (это же так очевидно!), поэтому требуйте правильной установки передатчика пейджера! Так, чтобы ничто не выдавало его присутствия в вашем автомобиле.
На этих простых примерах я постарался проиллюстрировать важнейшие принципы грамотной толковой установки – при этом не требуется никаких дополнительных вложений в сабж – разве что придется потратиться на дополнительную сирену и на маленькое реле для организации “правильных, угоностойких” блокировок. А возросшая трудоемкость установочных работ – на самом деле, она не возрастает. Она такая должна быть изначально. Более того, кто теперь будет спорить
(а факты – упрямая вещь!) со следующим утверждением – сегодняшняя стандартная салонная установка – халтура и напрасно потраченные деньги. Но происходит это, еще раз хочу повторить, из-за нашей клиентской технической неграмотности. Искренне надеюсь, что данная статья уменьшит число белых пятен, которые так мешают оптимальному решению этой несложной задачи – “осигналить” достойно свой, несомненно, достойный автомобиль! Чтобы его угон стал действительно трудновыполнимой на практике задачей.С уважением,
Сергей (ака Hungary, natali@mail.matav.hu) (при перепечатке ссылка на автора обязательна!)P.S
., или вместо послесловия. Технический прогресс не стоит на месте, и сегодня уже выпускаются охранные системы, совмещающие в себе блокировки с помощью реле, управляемых по штатной проводке автомобиля. Или есть такие, которые объединены с пейджером в одно целое. Например – вот эта система на фотографии ниже.Производитель заявил эту сигнализацию как систему с двухсторонней связью. Но на самом деле, это все-таки гибрид сигнализации с пейджером, с удобным информативным брелоком-приемником. Двухсторонняя связь имеется, только маловат радиус ее действия – всего 200 метров на открытом пространстве. На этом расстоянии можно проверить состояние машины, нажав на кнопку на брелке-пейджере – он пошлет запрос и получит подтверждение от машины – в условиях городской застройки радиус действия всего 70-100 метров. Маловато. В то время как радиус действия передатчика машины – не менее 800
метров. На такой дистанции охранный комплекс работает как обычный автопейджер, в части оповещения хозяина.Установка такой сигнализации и была описана в статье. Учитывая недорогую цену этого комплекта (на Тайване – от 50 у.е., в Москве – 90-100 – оптовая отпускная цена на сегодня) такое решение может быть признано оптимальным во многих случаях. При условии правильной установки, несомненно.