ДОКЛАД начальника 8 отдела ГУУР

МВД России, полковника милиции Кирушева А. И. , участника конференции в Республике Болгария: "О криминальном автобизнесе, проблемах предупреждения и пресечения хищений, мошенничествах в сфере страхования и способах легализации похищенных автотранспортных средств".

Криминальный автобизнес в России

.

В условиях, происходящих в стране дестабилизационных процессов значительное распространение получили практически все виды преступлений по линии криминальной милиции и милиции общественной безопасности, в том числе и кражи транспортных средств, разбойные нападения с целью завладения автомашинами. Хищение транспортных средств (путем кражи, мошенничества, присвоения, грабежа и разбоя) относится к категории тяжких преступлений против собственности, пресечение и раскрытие которых - одно из важных приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел МВД России.

Общественная опасность таких преступлений усугубляется тем, что помимо прямого материального ущерба они являются зачастую подготовительным этапом для совершения более тяжких деяний.

Колоссальные преступные доходы при минимальном риске и затратах сделали "автобизнес" чрезвычайно притягательным для организованны криминальных сообществ и стали одним из основных источников их наживы привели к резкому повышению "производительности труда" на рынке краденых машин. В свою очередь высокая доходность "автобизнеса" является побудительным импульсом, системообразующим фактором для специализирующихся в этой сфере преступных группировок. Незаконный преступный автобизнес, основанный на реализации краденых автомобилей, все более приобретает транснациональный характер и по своим доходам не уступает незаконному обороту наркотиками и торговле оружием. Ежедневно на территории России совершается более 150 преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами.

Всего по базе данных АИПС "Автопоиск" ГИЦ МВД Российской Федераиии в розыске значится 263 тыс. автотранспортных средств. В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем : кражи всех автотранспортных средств - 26.1%, автомашин - 20,0%.

О проблемах предупреждения и пресечения хищений автотранспорта.

Проблема борьбы с кражами и угонами транспортных средств приобрела особую социальную значимость в конце 80-х годов. Количество таких преступлений ежегодно возрастало и достигло в 1992г. максимального значения - 187 тыс. Осуществленные в 1993-97г. г. органами внутренних дел меры, направленные на активизацию работы по предупреждению и пресечению преступных посягательств на транспортные средства, способствовали значительному ежегодному сокращению их количества, в 1997г. число преступлений этого вида составило 82,2 тыс. Вместе с тем проблема остается острой, как с социальной, так и с экономической точки зрения. Из числа похищенных в России остаются не разысканными 280 тыс. автомобилей, их количество неуклонно возрастает. В сфере криминального автобизнеса действует более 1000 преступных группировок, в которые активно вовлекаются несовершеннолетние. Устойчивый характер имеют межнациональные криминальные связи - за последние 6 месяцев в России выявлено 2,3 тыс. автомобилей, разыскиваемых по линии Интерпола.

Значительное количество похищенных автомобилей легализуется в странах СНГ, что обусловлено отсутствием межправительственных соглашений об их бесспорной выдаче. Существующая практика большинства стран СНГ основана на принятии решения о возврате похищенной автомашины жителю другого государства только по решению суда, который как правило отстаивает интересы граждан своего государства. Такое положение усугубляется низкой результативностью раскрытия и расследования этих преступлений. За 1991-1997 годы ни в одном из государств содружества показатель раскрываемости не превысил 38%. Из года в год растет количество уголовных дел, приостановленных за неустанов- лением лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, либо за не розыском скрывшихся преступников.

Во-первых, слишком велика доля латентных преступлений этой категории. Ведь общеизвестно сколь распространены случаи необращения в органы внутренних дел по поводу похищенного автотранспорта и наоборот обращения к криминальным структурам, которые превратили похищение с возвратом за соответствующее вознаграждение в разновидность преступного "автобизнеса".

Во-вторых, существенной составляющей, усугубляющей оперативную обстановку по линии преступного автобизнеса, является завоз в страну большого количества похищенного автотранспорта из стран дальнего зарубежья.

.

О мошенничестве в сфере страхования транспортных средств.

Бурное развитие в России негосударственного сектора страхового бизнеса в начале 90-х годов ознаменовалось созданием ряда частных страховых компаний, которые активно начали работать как с юридическими, так и с физическими лицами владельцами автотранспортных средств. Этому способствовала крайне сдержанная политика страховых компаний государственного сектора по увеличению объемов договоров страхования с владельцами автотранспортных средств. К сожалению, частные страховые компании России не были должным образом подготовлены к работе с наиболее рисковым видом страховой деятельности, а именно, отсутствовала профес- сиональная работа в области предотвращения и выявления фактов мошенничеств и противоправных действий, а так же уменьшения убытков в результате этих действий. Из истории работы некогда известных частных страховых компаний "АСКО" и "НДЛКО" можно почерпнуть множество фактов мошенничеств и хитроумных схем по незаконному обогащению лиц за счет страховой компании. Вот некоторые схемы, применяемые мошенниками.

Часто страховые компании, которые строят свою политику по привлечению клиентов на расширении агентской сети, сталкиваются с фактами сговора агента с клиентом. Наивно полагать, что из нескольких тысяч агентов не найдется хотя бы одного человека, не способного устоять перед соблазнами легкой наживы. Легкость реализации данной схемы заключается в том, что у агента на руках всегда есть несколько комплектов документов с подписями и печатями для оформления договора страхования вне офиса страховой компании. Таким образом заключается договор страхования уже разбитого, разграбленного, сгоревшего, угнанного или похищенного автомобиля.

В сговоре с мошенником могут состоять и штатные сотрудники страховой компании, от которых зависит решение о выплате и размере страхового возмещения. Это могут быть работники как отделов выплат и экспертизы, так и службы экономической безопасности. Под видом старого знакомого и надежного клиента работник компании представляет мошенника андеррайтеру - специалисту по заключению договоров. Последний, не подозревая о сговоре, за определенные комиссионные добросовестно выполняет обязанности по заключению договора страхования. Через 2-4 недели, продав, надежно спрятав автомобиль или перебив номера на его агрега- тах, мошенник подает заявление в ОВД и страховую компанию о факте хищения застрахованного автомобиля, а по истечению определенного договором срока получает страховку. Заключение договоров страхования со страховой стоимостью автомобиля, превышающей затраты по его приобретению, провоцирует страхователя на угон или уничтожение автомобиля. Данная схема может быть заранее спланирована перегонщиком иномарок в России», у которого налажены каналы за границей по приобретению автомобилей практически за бесценок и в российской таможне по уплате таможенной пошлины и акцизов по заниженным ставкам. Общая сумма затрат перегонщика по приобретению и легализации автомобиля может быть в 2 и более раз ниже цены аналогичного автомобиля в салоне официального дилера.

Существуют организованные группы мошенников, специализирующихся на страховании дорогостоящего автомобиля и последующего его угона. После заключения договора страхования мошенники на застрахованном автомобиле выезжают за пределы РФ и по поддельным документам его прода- ют. Через один-полтора месяца мошенники заявляют о хищении автомобиля и педантично выполняют все требования страховой компании. В результате реализации такой схемы мошенники получают прибыль в размере 70-80% от стоимости автомобиля. Страховые компании, опасаясь угона, с удовольствием заключают договора страхования дорогостоящих автомобилей по риску "Ущерб". Но и в этом случае страховые компании могут пострадать от мошеннических действий, т. к. риск "Ущерб" включает в себя события, связанные с хищением отдельных частей автомобиля. В гараже с автомобиля аккуратно снимается все, что можно снять, оставляя "голый" кузов. Снятые детали и узлы перевозятся обычно на дачу или в гараж другого участника мошеннической группы. Именно аккуратные действия мошенников по снятию деталей и узлов с автомобиля наводят на вполне определенные мысли, но не дают фактов, определяющих данные действия как мошенничество.

Более мелкие случаи мошенничества, но так же практически не доказуемые, возникают в результате сговора двух лиц с владельцами транспортных средств, один из которых заключает договор страхования автогражданской ответственности, а другой давно ждет случая отремонтировать или заменить некоторые элементы кузова своего автомобиля за чужой счет. Первый на своем автомобиле "въезжает" в автомобиль второго, фик- сирует ДТП в ГИБДД и заявляет о происшествии в страховую компанию. Выгода "потерпевшего" очевидна, а страхователь за страховку платит очень небольшие деньги.

В принципе защитить страховую компанию от мошенников возможно, вводя в правила страхования многочисленные ограничения и "драконовские" условия. Но при этом уменьшается привлекательность компании и резко сокращается приток новых клиентов. Данную проблему возможно решить организацией общедоступного для страховых компаний банка данных нежелательных клиентов, тесного сотрудничества с органами ГИБДД (ГАИ) МВД, таможни, Интерпола по профилактике, предотвращению случаев мошенничества и уменьшению их последствий.

О способах легализации автотранспортных средств.

Зачастую преступники имеют на похищенный транспорт заготовленные документы, куда вносят установочные данные покупателя, либо в течение короткого срока подделывают на, угнанную автомашину необходимую документацию (технический паспорт, справку-счет, таможенное удостоверение и т. д.). Автомобили, похищенные в европейских государствах, ставятся на учет преступниками по удостоверениям, выдаваемым таможенными службами Российской Федерации. В свою очередь подобные удостоверения преступники получают в результате предъявления поддельных технических паспортов фиктивных бланков договора купли-продажи автомобиля, заполненных на иностранном языке.

Аналогичным образом легализуется автотранспорт, похищенный на территории России. Краденные автомашины регистрируются на таможне с последующей постановкой на учет в подразделениях ГИБДД по месту жительства и с использованием заранее приобретенных за границей чистых бланков технических паспортов, поддельных доверенностей, справок-счетов. Документы о приобретении транспортного средства остаются в подразделениях таможенной службы и их проверка, наряду с отсутствием соответствующего банка данных в ГТК РФ, сопряжена со значительными трудностями. В качестве канала сбыта, а равно легализации похищенной автомашины, преступники нередко используют комиссионно- коммерческие автомагазины, как с согласия сотрудников данных коммерческих структур (путем их подкупа), так и без согласия (за счет использования фиктивных документов ). В ряде случаев при кражах грузового автотранспорта преступники похищают или иным незаконным способом добывают или искусно подделывают бланки приемо-сдаточных актов со всеми необходимыми реквизитами, в которые вносят номера агрегатов похищенных грузовых автомашин и данные о грузополучателях, в основном, из числа различных коммерческих структур по договоренности с последними), после чего похищенные автомашины легализуется традиционными способами. В других случаях от имени коммерческого предприятия (ЧП,ТОО, АО и др. ) составляются различные фиктивные документы: акты передачи основных средств, решение собраний общества, приказы и т. д. , на основании которых транспортные средства "передаются" лицам, в действительности купившим их у преступников за наличные деньги. Случается также, что похищенные автомашины остаются закрепленными за указанными в приемо-сдаточных актах грузополучателями (коммерческими организациями), а фактически используются как личные автомашины, иногда по арендному договору.

ГУУР МВД России

На главную

Карта сайта