Состояние и тенденции преступности в сфере хищений автотранспорта.

Кражи транспортных средств относятся к корыстным посягательствам, объектом которых являются отношения государственной и личной собственности граждан. Предметом преступного посягательства является один из значимых и дорогостоящих предметов личной собственности - транспортное средство или его отдельные агрегаты, узлы, детали.

Повышенное внимание правонарушителей к личным транспортным средствам, проявляющееся в их хищении, в немалой степени обусловлено факторами:

во-первых, несоответствие выпуска транспортных средств и развития автосервиса числу желающих приобрести автомобиль или запасные части;

во-вторых, относительно слабой защищенностью личных транспортных средств от преступных посягательств, по сравнению с государственными транспортными средствами, паркующихся, как правило, в охраняемых автопредприятиях ( автобусных и таксомоторных парках, автобазах, гаражах и т.д.).

Весьма существенным криминологическим фактором являются условия, способствующие кражам и угонам транспортных средств. К основной группе условий следует отнести недостатки в системе охраны транспортных средств, оставляемых владельцами на длительное время без присмотра. Охраняемые гаражи-стоянки как открытого, так и закрытого типа, становятся местом хищения транспортного средства довольно редко (кражи - 6%, угоны - 0%) и, как правило, становятся возможными при условии нарушения обязанностей лицами, осуществляющими охрану и пропускной режим на этих объектах.

В большинстве случаев похищаются автомашины ВАЗ (переднеприводные) и иномарки (БМВ, Мерседес, Фольксваген). «Популярность» конкретных моделей зависит от многих факторов: географических, социальных, экономических, демографических и т.д. Например в Тульской области чаще всего похищаются автомобили ВАЗ - 01, 03. Во Владивостоке машины японского производства. В Москве ВАЗ 21099, 2109 и немецкие иномарки. Стоит подчеркнуть, что «вазовские девятки» самые похищаемые отечественные модели в нашей стране. Это объясняется большой популярностью этих моделей, легкостью их переделки, слабой защищенностью от похищения. Так что, если приобрел «девятку» - не вздумай выходить из нее!:-)))

Следует особо подчеркнуть общественную опасность угона транспортных средств, нередко связанных с совершением дорожно- транспортных происшествий, иногда с тяжелыми последствиями. Зачастую угонщики создают повышенную опасность для окружающих тем, что не имеют необходимых навыков в управлении транспортным средством, усугубляемую возбужденным состоянием, в том числе связанным с опьянением. Характерно, что если кражи, на протяжении длительного времени совершаются преимущественно в отношении транспортных средств индивидуального пользования, то угоны зачастую в отношении транспортных средств государственных, общественных предприятий, организаций, учреждений. Угон отличается от кражи автомобиля умыслом преступника. Говоря проще, если «матерый» вор-рецидивист, промышляющий криминальным «автобизнесом» говорит на допросе, что ему срочно надо было доехать до туалета и для этих целей он использовал чужой автомобиль, то уголовное дело возбуждается не по факту кражи, а по факту угона. Спросите - в чем разница. А разница в наказании. Не припомню, чтобы за угон, кого-нибудь подвергли наказанию в виде лишения свободы. А кража является тяжким преступлением, но существование статьи УК «Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения» выполняет лишь роль лазейки для желающих избежать ответственности. Ура нашим законодателям!

Особо следует выделить проблему интеграции российской организованной преступности с зарубежной, при проведении незаконных операций с автотранспортом. Анализ имеющихся материалов показывает, что российские организованные преступные группы, в частности, занимающиеся нелегальными операциями с автотранспортом, активно взаимодействуют с преступными группировками Прибалтики, Германии, Польши, Венгрии, Чехии, и Словакии. Колоссальные преступные доходы при минимальном риске и затратах сделали "автобизнес" чрезвычайно притягательным для организованных криминальных сообществ и стали одним из основных источников наживы. В результате незаконный автобизнес имеет постоянную тенденцию роста, расширяются как его география, так и состав преступников, участвующих в нем, о чем свидетельствуют статистические данные по Западной Европе. Ущерб страховых компаний и граждан исчисляется десятками миллионов долларов США. Открывшиеся границы стран Западной Европы позволяют легко перегонять краденные автомобили в Восточную Европу, откуда они по фальшивым документам переправляются в другие страны.
Так, например, украденные в России автомашины переправляются для продажи через территории государств Балтии, Белоруссии и Украины в страны Восточной Европы, а автотранспорт, похищенный в Австрии, Германии, Голландии и Польше, реализуется в Калининградской, Московской, Нижегородской, Тверской и других областях России, а также в городах Москва и Санкт-Петербург.
О размерах этого бизнеса свидетельствует тот факт, что в течении 1999 года на территории России обнаружено около 7 тысяч автомобилей, похищенных в других странах.
В настоящее время российским бюро Интерпола поставлено на централизованный учет более 350 тыс. ед. автотранспортных средств, похищенных в Германии, Польше, Болгарии, Бельгии, Финляндии и других странах. В свою очередь, в международном банке данных состоит на учете более 31 тыс. единиц автотранспортных средств, похищенных в России.
Хорошей предпосылкой решения названных проблем, явилось подписание соглашениz о возврате похищенного или присвоенного автотранспорта между правительством Российской Федерации и Королевством Швеции, после ратификации которого начнется наработка практического механизма решения этого вопроса.
 

На главную

Карта сайта

 
Hosted by uCoz