Место и время, как объективная характеристика способа совершения отдельных групп и видов преступлений дает нам информацию для планирования и осуществления профилактических мероприятий, связанных с выявлением лиц и факторов, представляющих оперативный интерес, замышляющих или подготавливающих преступления. Изучение мест и времени совершения преступных посягательств на транспортные средства, приобретает в современных условиях особое значение.
Данные о распространенности краж и угонов транспортных средств по месяцам года показывает, что в зимний период активность правонарушителей проявляется менее, чем в период с апреля по ноябрь включительно (наиболее интенсивный период эксплуатации транспорта, тогда как в зимний период значительное число транспортных средств стоит на ремонте или консервации).
Для этих преступлений характерны временные циклы, которые условно можно обозначить: "сезон эксплуатации" (апрель-октябрь), в котором совершается 70% краж и угонов транспортных средств) и "сезон консервации" (ноябрь-март) , на который приходится около 30% данных посягательств. Определенный интерес представляют следующие обстоятельства: если в "сезон консервации" доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, то удельный вес угонов в этот период падает не так заметно. Данное обстоятельство объясняют тем, что кражи транспортных средств, характеризующиеся, как правило, более сложными подготовленными действиями к совершению преступления и сокрытию транспортного средства, которые (поскольку предметом этих преступлений являются преимущественно личные транспортные средства) осложняются зимой консервацией значительного количества транспортных единиц, а также трудностями, связанными с перегоном или транспортировкой транспортных средств в зимних условиях. Угон транспортных средств в этом смысле менее подвержен влиянию погодных условий, поскольку его характер преимущественно ситуативен, а предметом этого преступления является находящийся в эксплуатации, т.е. заранее подготовленный к движению государственный транспорт. Указанное позволяет предполагать, что "сезонность" имеет большое значение для краж транспортных средств. В свою очередь, это позволяет концентрировать усилия органов внутренних дел по предупреждению данных преступлений в определенном временном интервале. Угоны транспортных средств в этом отношении более универсальны, следовательно, они требуют постоянного внимания к себе со стороны правоохранительных органов и граждан. Как показывает анализ, проведенный ВНИИ МВД РФ, подавляющее большинство краж совершается в вечернее и ночное время (от 19 до 2 часов).
Дифференцированное изучение почасового распределения краж и угонов позволяет сделать следующий вывод: для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов; для краж - между 19-24 и 0-2 часами ). Тяготение к ночным условиям совершения подобных преступлений обусловливается общими закономерностями, свойственными поведению правонарушителей (использование этого времени для большей свободы действий при реализации преступного замысла и сокрытия следов преступления). Одновременно выбор вечернего и ночного времени для этого вида преступления подчинен таким внешним факторам, как малолюдность на улицах, возможно недостаточная освещённость, надежда на отсутствие патрульно-постовых нарядов милиции, а также субъективному стремлению правонарушителя остаться незамеченным и избежать справедливого наказания. Для угонщиков в силу специфики ситуации их совершения подобная предосторожность менее характерна.
«Угонщики» зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации применительно к ночным условиям.
На главную