Характеристика факторов, способствующих совершению краж и угонов автотранспортных
средств.
Обстановка совершения угонов и краж транспорта складывается различных обстоятельств,
детально рассматривать которые целесообразно применительно к конкретным
фактам преступлений.Факторы, способствующие совершению краж автотранспорта можно условно разделить
на общие и частные.
К общим можно отнести социально-экономические условия, правовые, политические, демографические и т. д ., такие как
всеобщий правовой нигилизм, навязывание западной идеологии стяжательства и корысти, противопоставление ей низкого уровня жизни основного населения страны; противоречия между спросом и предложением на автотранспорт; несовершенство действующего законодательства, высокий уровень коррупции и низкий авторитет правоохранительных органов.
К специальным факторам следует отнести:
нехватку гаражей и платных стоянок, надлежащее
количество которых способствовало бы обеспечению сохранности транспортных
средств от преступных посягательств. Одним из путей решения данной проблемы является инициативная информация органов внутренних дел
в администрации о включении мероприятий по строительству охраняемых стоянок
в комплексные планы социального развития городов и районов.
Тк же, значительное количество краж и угонов транспортных средств совершается
потому, что преступники, хорошо изучив и освоив стандартные запирающие
устройства и несложную технологию противоугонных приспособлений, сравнительно
легко проникают в салон автомобиля, подобрав или подделав
ключи, перепилив или отключив противоугонное средство.В определенной мере
совершению краж и угонов транспортных средств благоприятствует также беспечность
отдельных владельцев, оставляющих транспортные средств без присмотра, иногда
с незапертой дверцей и включенным двигателем (особенно это характерно для
водителей государственного автотранспорта), что ущественно облегчает доступ
правонарушителям к транспортному средству.
Как показывают исследования - в 43% случаев хищений, транспортное средство не было оснащено противоугонным
устройством. На момент совершения преступления в 19% было включено противоугонное
устройство, в 13% - закрыты дверцы на замок, в 3% - замкнуто рулевое управление,
а в 3% вообще не были закрыты дверцы
автомашин самими потерпевшими.
Представляется, что одним из резервов успешного решения многоаспектной
проблемы борьбы с посягательствами на транспортные средства, являются наряду
с деятельностью ОВД, конкретные инициативы и предложения в
администрации республики, края, области, города по предупреждению
краж и угонов, информации о причинах и условиях совершения этих
преступлений, деловая настойчивость по внедрению внесенных предложений,
значительное повышение уровня правовой и разъяснительной работы
среди водительского состава автохозяйств, широкое вовлечение автолюбителей
в процесс охраны общественного порядка.
Характеристика лиц, совершающих кражи и угоны транспортных средств.
Посягательства на транспортные средства - с учетом специфики предмета
преступления - совершаются лицами, имеющими возрастные и
профессиональные особенности, определенный социальный уровень и
другие криминологические признаки.Анализ статистических данных
показал, что во всех исследуемых регионах в период с 1998 по 1999 гг.
произошло увеличение количества лиц, привлеченных к уголовной
ответственности за кражи и угон транспортных средств. Особенно
заметное увеличение числа лиц привлеченных к уголовной
ответственности произошло в г. Москве. Из общего числа привлеченных
к уголовной ответственности за этот вид преступлений иногородние составляют
21%, ранее судимые - 28%, за преступления, совершенные в группе - 49%.
несовершеннолетние - 11%.
Анализ возрастной характеристики
совершенных краж и угонов транспортных средств показал, что
наибольшей криминальной активностью обладает возрастная
группа от 18 до 24 лет. Ими стабильно в среднем совершается около 70%
всех краж и угонов транспортных средств. За ней следует возраст
преступников от 25 до 29 лет, удельный вес которой среди лиц. совершивших
эти преступления -составляет менее 30 %. Возраст преступников до 18 лет
составляет 24%. Наименьшая доля в контингенте данной категории лиц падает
на преступников, совершивших эти преступления в возрасте от 30 до 40 лет.
При этом групповое совершение более характерно для краж.
Действующее законодательство рассматривает деятельность организованных
групп как обстоятельство, отягчающее ответственность (совершают
преступления более общественно опасные, чем совершенное одним
лицом), как правило, группы состоят из лиц, ранее судимых, обладающих
навыками по подделке технических паспортов и других документов,
имеющих связи среди работников ремонтных мастерских систем
"Автосервис", частные "автосервисы" и т.д; об устойчивости и
организованности групп свидетельствует предварительное
распределение обязанностей среди их участников (угон транспортных
средств, перекраска, перебивка номеров узлов и агрегатов;
подделка документов, сбыт краденных машин).
Удельный вес преступлений, совершенных подростками в группе (в
том числе со взрослыми) составляет: среди всех преступлений - 30%;
среди краж транспортных средств - 40,1%; среди угонов - 60%.
Угон транспортных средств в основном является правонарушением со
стороны молодежи, в первую очередь, из числа несовершеннолетних (не имеющих
права на получение водительского удостоверения, позволяющего
управлять автомобилем). Это обстоятельство, подчёркивая дерзость
совершаемых ими действий, в значительной мере повышает общественную опасность
рассматриваемого преступления в связи с большой вероятностью совершения
угонщиками ДТП.
Большинство угонщиков являются жителями данного города (района).
Лишь немногие преступники прибывают в местность, где ими совершается угон,
в командировку, отпуск и т.п., либо специально для совершения данного
противоправного деяния.