Ниже публикую статью о международном опыте положительного решения проблемы борьбы с кражами и угонами автотранспорта. Считаю, что международный опыт учитывать обязательно. На этом фоне мы увидим и себя. И смотримся мы не очень… Ниже мой комментарий.

О международном опыте борьбы с угонами автотранспортных средств (справка Посольства Российской Федерации в Аргентине).

Ухудшение криминогенной обстановки в Аргентине и слабая эффективность принимаемых мер по преодолению складывающегося положения дел в области борьбы с преступностью заставляют местные органы полиции все чаще обращаться к опыту деятельности правоохранительных органов других стран. Среди наиболее часто совершаемых здесь правонарушений особо выделяется такой вид преступления, как угон автотранспортных средств. В частности, в течение 1998 года только в г. Буэнос-Айресе и его пригородах было угнано 60 тысяч автомашин, т.е. в среднем ежедневно совершалось 170 угонов, при этом наибольшую часть похищенного транспорта обнаружить не удалось. Все чаще отмечаются случаи хищения грузовых автотранспортных средств, которые, по мнению сотрудников Федеральной полиции Аргентины совершаются главным образом преступными организованными группами. В этой связи большой интерес местных правоохранительных органов вызвало выступление в октябре 1998 года на аргентино-американском конгрессе “Критерии безопасности-98”, организованном частными охранно-детективными компаниями двух стран, детектива-инспектора отдела по розыску угнанных автотранспортных средств группы по борьбе с организованной преступностью Столичной службы полиции Великобритании Кейта Брайна.

Как сообщил в своем выступлении К.Брайн, указанный отдел Скотланд Ярда образован в 1994 году, в качестве основных функций этого подразделения были определены:

Количественно отдел насчитывает около 40 сотрудников полиции, девять из которых являются экспертами в области идентификации автотранспортных средств и их отдельных узлов и компонентов, на которых изменена или уничтожена заводская маркировка. Остальные сотрудники осуществляют оперативные мероприятия по расследованию различных преступлений, касающихся автотранспортных средств и совершаемых в организованных формах. В среднем ежегодно отделом арестовывается более 100 профессиональных преступников и возвращается материальных ценностей на сумму более 5 млн. фунтов стерлингов.

В Великобритании принято классифицировать преступления, связанные с автотранспортом. На три основных вида:

- угон автотранспортного средства, когда преступник изменяет идентификационные знаки в целях продажи автомашины или ее частей. Максимальное наказание за этот вид преступления - 10 лет тюремного заключения;

- использование автотранспорта без соответствующего разрешения, когда преступник временно завладевает автомашиной, затем бросает ее таким образом, чтобы владелец мог ее обнаружить. Довольно часто этот вид преступления сопровождается дорожно-транспортными происшествиями с тяжелыми последствиями. Максимально предусмотренное наказание - до 2 лет тюремного заключения;

- хищение отдельных частей автотранспортного средства или находившихся в нем предметов или груза, за этот вид преступления предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

В первых двух случаях владельцы автотранспортных средств в обязательном порядке делают заявление в полицию, поскольку этого требуют условия, оговариваемые страховым полисом, а также потому, что автомашина может быть использована в иных преступных целях. По третьему виду преступления аналогичное заявление делается только в одном из трех случаев.

До 1993 года в Великобритании отмечался рост количества преступлений, связанных с автотранспортными средствами, а в последующем их численность стала значительно сокращаться. Такое изменение положения произошло после того, как 1992 г. был объявлен Годом проведения мер по предупреждению угонов автотранспорта. Статистические данные по этому виду преступления по Великобритании в период с 1989 по 1997 г.г. выглядят следующим образом (количество преступлений указано в тысячах),

 

 

 

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Угон автотрансп.

393,4

494,2

581,9

587,9

598,3

541,7

508,4

493,5

407,5

Хищение частей или груза

628,9

773,1

913,3

961,3

926,1

842,7

813,1

799,5

710,1

Общее количество

1022,3

1267,3

1495,2

1549,2

1524,4

1384,4

1321,5

1293

1117,6

Всего зарегестр. Преступлений

3870,7

4543,6

5276,7

5591,7

5530,4

2525,9

5100,2

5036,5

4595,5

% а/трансп. Преступлений

 

 

 

 

 

 

 

 

28%

26%

26%

26%

24%

% раскрываемос

 

 

 

 

 

 

 

 

19%

 

 

 

 

19%

20%

Возвращено угнанных а/м

68%

66,5%

64%

 

 

59%

 

 

59%

 

 

84%

По данным на 1995 год статистика по рассматриваемому виду преступлений в странах Западной Европы выглядит следующим образом

Страна

Автомоб. парк

Угнано

% не возвращ. а/м

Великобритания

26.805.814

508.450

44,5

Франция

30.289.740

389.068

24.8

Италия

32.427.837

305.435

49,9

Германия

40.499.442

129.652

35,7

Испания

17.149.024

98.847

35,7

Швейцария

3.534.878

9.502

36.3

Голландия

6.279.227

34.654

32,4

Швеция

3.938.469

40.951

6,5

Дания

2.030.278

35.652

4

 

В 1972 году в Великобритании был введен в строй Национальный компьютерный центр полиции в который были занесены сведения об угнанных автотранспортных средствах, а также данные на весь зарегистрированный автотранспорт и его владельцев. Информация по этим параметрам регулярно обновляется сведениями, поступающими из 53 полицейских управлений Объединенного Королевства.

По мнению английских специалистов, (пожалуйста, обратите особое внимание на этот абзац) на снижение количества совершаемых в Великобритании преступлений, связанных с автотранспортными средствами, повлияли следующие обстоятельства:

Важную роль сыграло также движение, начало которому было положено в 1992 году, объявленному в стране Годом проведения мер по предупреждению угонов автотранспорта. Целью этого мероприятия явилось объединение всех заинтересованных сил, которые смогли бы создать мощную преграду данному виду преступления. Были созданы ассоциации, представленные самыми широкими слоями общества от членов правительства и сотрудников полиции до функционеров страховых компаний, производителей и владельцев автотранспорта. Позднее эти ассоциации образовали Группу (!) по предупреждению данного вида преступления.

Особое внимание в Англии уделяется борьбе с хищениями автомашин, предназначенных для перевозки грузов. Образованное в Лондоне Национальное бюро грузового транспорта ведет обобщение и анализ информации об угонах грузовиков, происходящих на всех основных автодорогах вплоть до портов восточного побережья и канала, соединяющего остров с континентом.

Отдел по борьбе с угоном грузового автотранспорта был создан после того, как в 1993 году столичная полиция провела операцию, в ходе которой с помощью скрытой камеры были зафиксированы действия преступной группировки, занимавшейся хищением и демонтажем грузовиков в южной части Лондона. В результате операции было арестовано 22 человека, четырнадцать из которых в последствии были привлечены к уголовной ответственности. Удалось вернуть материальных ценностей на сумму 2,5 млн. фунтов стерлингов. Как установило следствие, в течение шести месяцев в различных частях Великобритании группой было угнано 250 грузовиков, которые переправлялись на стоянку грузового автотранспорта в одной из зон южной части Лондона. Хищения осуществлялись в ночное время в канун одного из выходных дней в расчете на то, что заявление в полицию в этом случае скорее всего может быть сделано только в начале следующей недели. Примерно в течение одного часа после доставки грузовика на стоянку преступники разбирали его на запчасти, а через четыре часа на данном месте от машины не оставалось никаких следов. Наиболее важными частями автомашины считались двигатель, коробка передач, трансмиссия и колеса. Те узлы и детали, которые не удавалось реализовать как запчасти, продавались в качестве металлолома.

Как показывает анализ данных Национального компьютерного центра, в 1994 году было угнано 3047 грузовиков, из которых 2687 так и не были обнаружены. Это означает, что было возвращено только 12% угнанных машин. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что для английских преступников представляют интерес не только новые грузовые автомобили:

43,5% угоняемых грузовиков имеют возраст от 5 до 10 лет, поскольку

наибольшим спросом пользуются запчасти именно на такие модели. 52 угонов совершается во время стоянки грузовиков, 55% в период времени между полуночью и 8 часами утра и чаще всего в течение выходных дней.

Как считают английские эксперты, одним из важнейших условий предотвращения угонов грузового автотранспорта является разработка внедрение наиболее совершенных технических противоугонных блокирующих подвижность автомобиля средств.

Принимая во внимание большой экономический ущерб, наносимый данной категорией преступления, британское правительство ставит перед правоохранительными органами страны задачу добиться к 2003 году сокращения численности этого вида правонарушений на 30%. В качестве одно из направленных на эти цели мер планируется создание специальной группы, в состав которой должны войти член правительства, сотрудники полиции, представители ассоциации потребителей ассоциации страховых компаний, а также представители автомобильной индустрии.

 

P.S.

Итак, небольшой комментарий.

Как видно, англичане нашли рецепт лекарства от этой “болезни”, которая пожирает пока успешно наше общество. Основа этого “рецепта”:

    1. Государственный масштаб постановки и решения проблемы (чего у нас нет, задача по борьбе с автопретступностью возлагается на узконаправленные ведомства и внимание государственных мужей на их работу не обращается)
    2. Привлечение к этой проблеме широких слоев населения, создание общественных правоохранительных организаций (а мы народные дружины практически разогнали). Объединение в достижении одной цели автовладельцев, производителей автомобилей, страховых компаний. (!!!) У нас же, такого не происходит. И самое печальное то, что многие граждане, чиновники, политики в этом вопросе проявляют инфантильность. Самый модный девиз (простите за сленг) – “вы менты, вот вы и ищите…”. А это не правильно.
    3. Массовая государственная агитация и пропаганда, направленная на недопущение краж автотранспорта.
    4. Создание мощной информационно-поисковой централизованной интегрированной системы. (об этом мы только мечтаем)
    5. Введений в состав спецгруппы по борьбе с угонами автотранспорта экспертов. (очень мудрый шаг. У нас тоже есть эксперты, но они имеют иное подчинение, а это лишняя бюрократическая препона).
    6. И самое главное – видно, что англичане материалисты и имеют трезвый взгляд на эту проблему. Они понимают, что на это надо тратить денюжку. А наши же руководятелы до сих пор “агитируют за советскую власть”.


Все статьи

О проекте

Карта сайта