На главную

К вопросу о борьбе с кражами автотранспорта в современных условиях.

 

В наши дни, когда Россия проходит нелегкий путь реформ, что сопровождается усилением дестабилизирующих процессов, значительное распространение получили практически все виды преступлений, но в особенности - преступные посягательства на автотранспортные средства.

Так, по данным ГИЦ МВД России в 1999 году зарегистрировано 55368 краж автотранспорта, что на 3,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В сравнении с другими посягательствами корыстно-насильственной направленности отмечается ежегодный рост таких преступлений. В структуре имущественных преступлений одну треть составляют кражи транспортных средств. Также, весьма значительным является моральный и материальный ущерб, причиненный гражданам и государству в результате совершения преступлений указанного вида. Раскрываемость составила всего 28,7 %. Остались не раскрытыми 39515 преступлений, что на 7,9% больше, в 1998 году.

Вместе с развитием и становлением организованной преступности в России заметно активизировались “профессиональные” группы преступников, совершающие кражи автомобилей.

В последнее время, деятельность таких групп приобретает международный характер. Часто похищенный автотранспорт перегоняется в различные регионы России и за ее пределы, разукомплектовывается на запчасти или сбывается по поддельным документам. По оперативным данным, на территории нашей страны действует около тысячи таких групп. Налицо факты сбыта похищенного транспорта в страны ближнего зарубежья, Восточной Европы. Объем незаконных перепродаж транспортных средств достигает 15-25 миллиардов долларов. Масштабность данного вида преступной деятельности свидетельствует о высоком профессионализме криминальных элементов, тогда как меры противодействия им остаются до настоящего времени недостаточно эффективными. Колоссальные преступные доходы при минимальном риске и затратах сделали автобизнес чрезвычайно притягательным для организованных криминальных сообществ и стали одним из основных источников их наживы, наряду с вымогательством, наркобизнесом, проституцией, незаконным оборотом оружия.

Одновременно с этим отмечается рост латентности указанного вида преступной деятельности. Появляются новые способы реализации преступного умысла на получение прибыли в результате хищения автомобилей. Все более широкое распространение получает кража, совершенная преступниками с целью возврата потерпевшему похищенного транспортного средства за денежное вознаграждение.

Для названного вида хищения автотранспорта характерно следующее:

-автомобиль не подвергается переделке, разборке; вещи, находящиеся в салоне, остаются на месте.

Также, характерной особенностью названных преступлений является активное противодействие преступной среды правоохранительным органам, которое выражается:

На этапе подготовки к совершению кражи автомобиля преступники активно осуществляют “разведывательно-поисковую деятельность”, решая следующие задачи:

1.Выбор будущего потерпевшего, изучение его образа жизни, связей, мест парковки автомобиля. Им, как правило, становится владелец дорогой иномарки, занимающийся предпринимательской деятельностью, нередко переходящей в криминальную.

2.Приготовление и приискание средств совершения преступления - снятие в аренду гаража-отстойника, как правило, в 3-5-ти минутах езды от места предполагаемого похищения, что, разумеется, делает проведение органами внутренних дел операции “Перехват” не эффективным. Так же, изготовление “отмычек”, слепков ключей, других специальных технических средств для проникновения в автомобиль и запуска двигателя.

Как показывает практика, в 90% случаев преступники используют дубликаты ключей от двери автомобиля и замка зажигания, что делает акт хищения быстрым и наименее рискованным. Дубликаты изготавливаются преступниками путем снятия слепка с ключей в автомастерских, мойках, автостоянках, на "барахолках". То есть, в тех местах, в которых хозяин автомобиля передает ключи от автомобиля в чужие руки. Так, в марте 1999 года сотрудниками криминальной милиции УВД г. Барнаула была изобличена преступная группа/Б., Ч./, которая на протяжении длительного периода времени занималась кражами автотранспорта с использованием дубликата ключей от дверей и от замка зажигания. Слепок с ключа снимался, как правило, при непосредственном контакте с будущим потерпевшим на автомобильном рынке. Один преступник отвлекал хозяина автомашины, просил открыть капот, показать двигатель. В это время другой злоумышленник, под предлогом осмотра салона и проверки работоспособности зажигания снимал восковые слепки с ключей. В дальнейшем изготавливался дубликат высокого качества, с помощью которого автомобиль легко и беспрепятственно открывался и заводился. Затем, преступники выслеживали транспортное средство и выжидали момент, когда владелец оставит автомашину без присмотра хотя бы на 2-3 минуты, и совершали хищение.

Кража автомобиля происходит в большинстве случаев с улицы, в светлое время суток, в период деловой активности граждан, иногда на глазах у потерпевшего, что свидетельствует о повышенной дерзости преступников.

После обращения в орган внутренних дел по факту кражи транспортного средства, потерпевшие, как правило, через средства массовой информации дают объявления, с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль, либо сообщить о его местонахождении по указанному телефону. Такие действия и ожидаются преступниками.

В дальнейшем, преступники снова проявляют активность. По телефону или, что значительно реже - непосредственно вступают в контакт с потерпевшим, сообщают, что автомобиль у них и производят психологическую “обработку” пострадавшего на предмет прерывания контакта с сотрудниками милиции. При этом не угрожают физической расправой, уничтожением автомобиля или разглашением компрометирующих сведений, /зная, что подобные действия привели бы к дополнительной уголовно-правовой квалификации деяния по ст.163 УК РФ- вымогательство/. Жестко навязываются правила “игры”, в соответствии с которыми, потерпевшему предлагают вернуть автомобиль, "рекомендуется" в указанные сроки приготовить к передаче деньги и найти посредника из числа знакомых или общеизвестных "авторитетов" преступного мира. Найти последнего для пострадавшего не составляет большого труда, так как, часто, его коммерческая деятельность контролируется криминалитетом. Посредник необходим преступникам для обеспечения их собственной безопасности, для недопущения нежелательных контактов с потерпевшим и сотрудниками милиции. Сумма выкупа составляет около 25-30 % от стоимости автомобиля, что устраивает владельца транспортного средства и преступников, так как именно столько стоит похищенный автомобиль на “черном” рынке.

Потерпевший называет имя посредника, с которым преступники начинают вести переговоры , в ходе которых уточняется сумма/ так как посредник оказывает “услуги” не бесплатно/ и способ возврата похищенного. Далее, ведущая роль принадлежит посреднику. Спустя некоторое время он, получив деньги, передает их преступникам и сообщает потерпевшему о месте нахождения автомобиля, являясь гарантом “сделки”. Во время передачи денег транспортное средство выгоняется из гаража - отстойника и паркуется неподалеку, для того, чтобы свести риск быть задержанным на похищенном автомобиле к минимуму.

Получив похищенный автомобиль, потерпевший, следует “инструкциям” преступников и обращается в орган внутренних дел с заявлением, о том, что граждане, откликнувшись на данное им ранее объявление, сообщили о месте нахождения автомобиля, умышленно скрывая фактические данные о лице, с помощью которого получил похищенное и механизм “возврата”. В данном случае потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности за заведомо ложный донос или за дачу ложных показаний.

Указанный способ преступной деятельности получил широкое распространение. Например, проведенный опрос сотрудников криминальной милиции УВД г. Барнаула, занимающихся борьбой с кражами и угонами автотранспорта, показал, что, около 70% похищенных автомобилей престижных марок преступники возвращают потерпевшим за денежное вознаграждение, раскрывать удается только единицы из указанных преступлений. В случае, если оперативные работники не располагают фактическими данными о причастности преступников непосредственно к акту кражи автомобиля, которые могут быть доказательствами по уголовному делу, то даже задокументированная деятельность злоумышленников по возврату похищенного автомобиля и их задержание с поличным не всегда влечет за собой правовые последствия. Возникают определенные трудности, так как, в соответствии с действующим законодательством, необходимо доказать наличие субъективной стороны преступления в виде прямого умысла.

Такого рода серийные преступления совершаются только организованными преступными группами, с четким распределением ролей. Для них характерно:

-систематичность преступной деятельности, общность целей;

-целенаправленная разработка и осуществление мер защиты от разоблачения и противодействия правоохранительным органам, включая подкуп должностных лиц, проведение “агентурной разведывательной и контрразведывательной” работы.

Описывая такого рода “криминальные коллективы”, следует обозначить роли, специализацию их членов. Обязательно участие “угонщиков”, специалистов по похищению автотранспорта. Существуют пособники, оказывающие различную помощь преступникам: предоставление гаражей, автотранспорта, специальных средств, консультирование при разработке операций по похищению автомобилей, сокрытие следов преступления, участие в возврате похищенного и получении денежного вознаграждения, собирание информации о будущем потерпевшим. Деятельность преступной группы управляется на принципах единоначалия –организатором. Необходимо отметить, что в состав названных преступных групп привлекаются наряду с ''угонщиками'', пособниками, организатором –посредники. В большинстве случаев, ими являются криминальные авторитеты/''положенцы'', ''воры в законе'' и другие/ либо известные бизнесмены с криминальным прошлым, которые ранее добытые преступным путем средства вложили в коммерческую деятельность и “отошли от дел”. Репутация и “вес” названных лиц, и обусловливает латентность и трудности в раскрытии зарегистрированных преступлений, так как потерпевшие опасаются в случае содействия органам внутренних дел физической расправы с их стороны или потери своего имиджа в деловом мире. Причем “авторитеты” чаще всего используются “угонщиками” для осуществления разовых возвратов, что, разумеется, усложняет документирование преступной деятельности группы и раскрытие преступлений.

Борьбу с указанным способом преступной деятельности следует проводить на научной основе во всех организационно – тактических формах оперативно – розыскной деятельности. Важнейшая роль принадлежит получению первичной оперативно – розыскной информации. Мероприятия, проводимые в рамках этой формы, осуществляются инициативно, как с целью выявления латентных преступлений, так и информации о лицах, их совершающих. Это направление работы необходимо признать особо эффективным, так как для успешной борьбы с названным видом преступлений необходимы: быстрота; наступательность; предвидение, прогнозирование действий преступников, работа на опережение .

При подготовке и осуществлении ОРМ по раскрытию хищений автотранспорта с целью его возврата потерпевшему за денежное вознаграждение следует учитывать оперативно-розыскные ситуации. Типичными из них являются:

1.Потерпевший скрывает готовящийся “возврат”, преступники не установлены.

2.Потерпевший скрывает готовящийся “возврат”, имеется оперативная информация о личностях преступников.

3.Потерпевший своевременно информирует сотрудников уголовного розыска о готовящемся “возврате”, преступники не установлены.

4.Потерпевший своевременно информирует сотрудников уголовного розыска о готовящемся “возврате”, преступники установлены.

Таким образом, кража автотранспорта с целью получения денежного вознаграждения за его возврат – сравнительно новый вид преступления. Имеется определенный опыт по борьбе с ним, который нуждается в дальнейшем изучении, анализе и разработке научных рекомендаций по оптимизации деятельности правоохранительных органов в данной сфере.

 



Карта сайта