Международная преступная деятельность групп, действующих в сфере криминального автобизнеса.

Автобизнес является одним из прибыльных видов криминальной деятельности преступных групп. В наши дни, принято так оценивать иерархию преступных доходов:

- наркобизнес;
- незаконный оборот оружия;
- криминальный автобизнес;
- похищения людей.

Под понятием криминальный автобизнес понимается широкий спектр преступлений: кражи, угоны, переделка или уничтожение ИНН, сбыт похищенного, незаконная растаможка, незаконная постановка транспортнаого средства на учет в РЭО ГИБДД. Несомненно, что этот перечень следует дополнить и некоторыми общеуголовными "сопутствующими" преступлениями, так как, как правило, преступные структуры "угонщиков"имеют тесные связи с общеуголовной и организованной преступностью, следовательно имеют отношение к убийствам, разбойным нападениям, грабежам, вымогательствам и другим преступлениям.

Нередко преступные группировки, специализирующиеся на автобизнесе, берут под контроль деятельность коммерческих структур, занимающихся ввозом и реализацией автомашин импортного производства, организуют через них сбыт похищенных автомобилей за рубежом. Под контролем преступных групп и сообществ оказываются автомобильные заводы, прилегающие к ним территории, автотрассы, малые охранные предприятия, администрации городов, а также регионы, через которые осуществляется перегон транспорта.

Ежегодно в Европе угоняется около 2-х млн. автомобилей, половина из которых попадает чаще всего в бывшие республики СССР, далее — в Монголию и Китай. Объем незаконных перепродаж транспортных средств достигает 15-25 миллиардов долларов!. В 1993 году автобизнес составлял 38% дохода от всей преступной деятельности криминальных групп. В 1995 году, в связи с изменением таможенного законодательства в сторону увеличения пошлин на ввозимые в Российскую Федерацию импортные автомобили резко сократилось количество ввозимых иномарок юридическими лицами, в то время как ввоз автомобилей физическими лицами увеличился. Увеличение таможенных пошлин в корне изменило криминальный акцент в автобизнесе — с рэкета на подделку документов. Возникли коррумпированные связи в органах власти, пограничной службы, учетно-регистрационных подразделениях ГИБДД, нотариальных конторах, таможнях, оформляющих декларации на ввозимый и вывозимый автотранспорт и др.

Так, в Республике Саха (Якутия) инспектор ДПС ГАИ г.Якутска С., сотрудничая с преступной группой, занимавшейся кражами и угонами автотранспорта, предоставлял ей помещение для хранения краденного, сообщал о проводимых милицией мероприятиях. Еще один инспектор ДПС ГАИ ( См.: А.Данилов. "Восточный экспресс": маршрут угонщиков. //Российская газета. 1995. 25 апр.) гЯкутска в составе ОПТ совершал подделки целевых чеков, по которым приобретались и реализовывались легковые автомобили.

В г.Магадане изобличена организованная преступная группа, члены которой путем использования подложных документов и внесения фиктивных записей в регистрационные документы занимались беспошлинной реализацией автомобилей. В состав группы входил сотрудник РЭО ГАИ УВД Магаданской обл. Только за 1995 год с нарушением таможенного законодательства в Россию было ввезено около 25 тысяч автомашин, в результате чего государству нанесен ущерб на сумму более 100 млн. долларов США. До настоящего времени эта тенденция сохраняется и увеличивается.

Увеличение таможенных пошлин способствовало тому, что автобизнес стал выгоден лишь преступным группам, специализирующимся в этой отрасли. Из общего числа назовем лишь некоторые незаконные способы оформления импортной автотехники, которые используются членами преступных групп, превращая махинации с иномарками в отлаженный механизм криминального автобизнеса. Это:

— снабжение моряков морских судов валютой для приобретения иномарок преступным группировкам;
— по прибытии морских судов в порты России обход встречающими их преступными группировками, с помощью тех же преступных группировок таможенного контроля — складов временного хранения автотранспорта;
— продажа моряками ввезенных автомашин без оформления документов с последующим обращением в органы внутренних дел об угоне или краже автотранспортного средства;
— сговор владельцев автомашин и членов преступных групп с работниками милиции, таможни, пограничной службы, нотариальных контор на предмет оформления документов на ввезенное транспортное средство без оплаты пошлины;
— отправка автомашин в различные регионы России железнодорожным транспортом, вагонами, контейнерами под видом домашних вещей;
— доставка купленной или ворованной автомашины по адресу "гонщиками" — людьми, перегоняющими автомобили из-за границы с оформлением купчей, технического паспорта растаможивание и др. на нового владельца, который не был за границей;
— перебивка идентификационных номеров на автомобилях;
— предоставление при регистрации и оформлении импортной автотехники фиктивных документов с использованием поддельных бланков таможенных деклараций, доверенностей, печатей, штампов, справки-счета подставных зарубежных и российских торговых фирм, позволяющих узаконить похищенную иномарку и избежать таможенные налоги.

В 1994 году, пытаясь совместными усилиями остановить этот криминальный поток, представители Госавтоинспекций ряда стран на основе правительственных полномочий образовали в швейцарской столице Временный учредительский совет Международной организации дорожного движения (МОДД).

В настоящее время идут переговоры восточно-европейских и азиатских стран. Европейского Союза о взаимовыгодном сотрудничестве с целью решения этой давно уже наболевшей проблемы. Нам представляется, что для ее решения необходимо, как минимум, на основе взаимодействия заинтересованных государств принять ряд профилактических мер, повысить уровень информированности о транзите краденых автомашин, создать централизованный банк похищенных транспортных средств.

На главную

Карта сайта

 
Hosted by uCoz